Неоднозначная Югра. Перспективы "левобережья" в свете УП-УПа
Удивительное дело – Левобережье Югры с развитием проекта «Урал промышленный – Урал полярный» должно получить мощный толчок к своему развитию. Но вот парадокс – по большому счету, Левобережье никогда не сравняется с Правобережьем. А всё потому, что времена поменялись. И времена, как известно, не выбирают – в них живут и умирают. Законы демографии Правобережье Югры и Ямала успели освоить в советское время. Левобережье в брежневско-андроповско-горбачевские времена вывести в ямальский транзит не успели. Большой газ и большая нефть в Западной Сибири оказались справа. Хотя первый газ (в Березове) и первая нефть (шаимская) были найдены именно на Левобережье. Но дальше развитие территорий определяли уникальные запасы справа и весьма средние – слева. Как следствие – ещё в советское время Свердловская железная дорога успела подняться из Тюмени до Ямала и Нижневартовска, а приобская ветка осталась тупиковой, застряв в Приобье на долгие годы. Ну, а дальше – а дальше все решали дети у большего количества авантюрьеров и романтиков, которые ехали и ехали в стремительно растущие Сургут и Нижневартовск, Нефтеюганск и Ноябрьск, Новый Уренгой. Чисто математически: в каком городе дети из поколения в поколение все сильнее и сильнее разгоняют его общую численность? В пятидесятитысячном городе или в двухсоттысячном? До какого уровня поднимется численность населения Нягани? Объективно говоря, до ста тысяч. До какого уровня поднимется численность населения Югорска или Урая? В лучшем случае, до шестидесяти тысяч – и то нескоро. Давайте попробуем посчитать производственный максимум населения Левобережья лет так через двадцать. 60 тысяч в Советском и Советском районе, 60 тысяч в Урае, 60 тысяч в Югорске, 100 тысяч в Нягани, тысяч 50 в Белоярском и Белоярском районе, тысяч по 30 – в Кондинском, Октябрьском и Березовском районах. От силы 470 тысяч человек на все Левобережье на пике развития проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Между тем только в трех крупнейших городах Правобережья Югры (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск) уже сегодня, до начала развития масштабных транзитных и горнопромышленных проектов, живет 630 тысяч человек. При этом мы не считаем Лянтор и Когалым, Лангепас и Мегион, а также немаленькое население Сургутского, Нижневартовского и Нефтеюганского районов. Главный закон демографии: большее прирастает больше, меньшее – меньше. Моно-городов больше не будет Отдельная проблема – развитие новых населенных пунктов в местах нахождения вновь образованных рудоуправлений, горнообогатительных фабрик, угольных разрезов и шахт. Финансовый кризис снял розовые очки: там, где есть возможность поставить вахтовые поселки и избежать строительства полноценных поселков городского типа, привязанных к полноценному производству, будет сделано именно так. У России больше нет денег для строительства новых моно-городов у самого полярного круга. Об этой идее можно забыть раз и навсегда. Зачем вспоминать о том, что будет с северными рабочими поселками с полной социальной и инженерной инфраструктурой, если можно видеть, как умирают города в той же Свердловской области? Знакомьтесь: городок Дегтярск, расположенный в 50 километрах от Екатеринбурга. Было свое рудоуправление в качестве градообразующего предприятия, несколько десятилетий в советское время добывали руду для расположенного по соседству, в Ревде, Среднеуральского медеплавильного завода. Затем рудные запасы понемногу закончились, оставив после себя два никому не нужных террикона. И вот город, расположенный в потрясающих местах, тихонько помирает. Люди ездят работать то в Екатеринбург (50 километров), то в Ревду (12 километров). Так что посткризисное российское правительство ни при каких обстоятельствах не пойдет ныне на строительство новых городов в двух шагах от Полярного круга. Зачем лезть на край света, если тот же Тольятти, расположенный в гораздо более благодатном месте – головная боль для всего государства российского на ближайшие лет двадцать? Ну, куда вы переселите 300 тысяч человек? Так что «Урал промышленный – Урал полярный» явит миру сеть более-менее обустроенных вахтовых поселков – и только. Ибо инженерные сети, жилье, школы и детские сады, бассейны, культурные центры ложатся тяжким бременем на себестоимость руд и угля, золота и кварцевого песка. Всего этого сегодня не будет уже никогда: времена поменялись. А это значит, что потолком для населения Левобережья даже с «Уралом промышленным – Уралом полярным» в лучшем случае останется полмиллиона человек. О каких, пардон, северных городах новых романтиков сегодня можно говорить, если и по сей день Березов с Белоярским не имеют постоянного круглогодичного автосообщения не только между собой, но и с соседним Октябрьским районом? Если в самом северном «околотке» Левобережья Югры нет ни одного капитального автомоста через Обь – а ведь это строительство, если оно когда-нибудь начнется, будет самым сложным в округе. Возле Приобья (а другой дороги на правый берег и далее на Белоярский просто нет) – полукилометровый мост через Алешкинскую протоку, затем километров двадцать дамбы через обской сор, затем еще два с половиной километров основного моста через Обь. Три района Югры (Октябрьский, Белоярский и Березовский) стонут вот уже не первое десятилетие без постоянной транспортной схемы (постоянной автодороги от Белоярского до Андры нет, как нет постоянного же автосообщения между Березовым и Белоярском) – и тут уж не до новых городов и поселков. Со старыми бы разобраться… Местные особенности Когда на Левобережье нет ни одного стотысячника, когда два сельских района (Кондинский и Октябрьский) полностью лишены городов как класса, когда транспортные проблемы не решаются постоянной транспортной схемой в течение многих десятилетий. Тот же Кондинский район будет связан с Тюменским югом постоянной дорогой лишь через пару лет, а прямая круглогодичная связь с Советским, Ураем и Ханты-Мансийском возникла совсем недавно (отдельное спасибо программе «Сотрудничество», созданной тремя субъектами «тюменской матрешки» - Ямалом, Югрой и собственно Тюменской областью). В результате традиции местного муниципального самоуправления таковы, что главы там сидят на одном месте не по одному десятилетию (кондинский Виктор Редикульцев пошел на второй десяток, октябрьский Андрей Киприянов и вовсе в 2010 году 20 лет «оттянет» в качестве районного головы). Результат? Две депрессивные территории с низкими доходами населения. И такое чувство, что окружная власть в принципе ситуацию на этих территориях не слишком контролирует. А полный контроль и взрывообразное развитие дает только устойчивый транспортный транзит. Когда «задышит» Кондинский район и получит свой круглогодичный юготюменский и ямальский транзит район Октябрьский? Когда будет закончена автомобильная дорога Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Приобье. Когда будет возведен двойной автомобильный мост в районе Приобья через Алешкинскую протоку, обской сор и реку Обь. Сколько понадобится на этот сложнейший двойной мостовой переход и примерно 20-километровую дамбу? Никак не меньше пяти-шести миллиардов рублей (мост через Иртыш возле Ханты-Мансийска вместе с многокилометровой дамбой обошелся примерно в четыре миллиарда). Однако, помимо масштабных трат, есть траты и проблемы относительно мелкие, о которых почему-то не вспоминают. Скажем, дорога от Нягани до Советского идет через ДНС-5 ОАО «ТНК-Нягань». Большой участок отличной капитальной дороги отлично сделали окружные дорожники. До одного из безымянных мостов. Примерно полтора километра до моста и те же полтора километра после него – гравийное покрытие. На этом участке больше 20 километров в час не разгонишься – трясет, как на стиральной доске. Дальше начинается лукойловская бетонка в четыре плиты (к Ловинскому месторождению и повороту на Урай), потом – асфальтовая магистраль до Советского. Но примерно три километра и по сей день остаются незавершенными. То ли денег не хватило, то ли проект не доделали – поди, пойми… Особенности выборов в югорской газовой столице В 1996 году пост генерального директора «Тюменьтрансгаза», чья штаб-квартира находится в Югорске, стал Павел Завальный. В 2000 году в одной из двух югорских газовых столиц (вторая – Сургут) состоялись выборы. Газовый «генерал» двинул в бой свои кадры – Евгения Ершова и Геннадия Торопова. С ними бился 40-летний Раис Салахов. Он и выиграл: газовые кандидаты растащили голоса, во втором туре те, кто голосовал за Торопова (он занял третье место, Ершов – второе), видимо, из чувства противоречия, проголосовали не за Ершова, а за Салахова. В 2005 году случилось полное де жа вю: основные конкуренты – все те же Салахов, Ершов и Торопов. И снова выборы в два тура. На сей раз в первом туре разница между Салаховым и Тороповым оказалась около 1 процента. Во втором туре те, кто голосовал за Евгения Ершова, в основном голосуют не за Торопова – а опять же за Салахова. И вот хоть ты убейся! Почему генеральный директор ООО «Газпром Трансгаз Югорск», депутат думы Югры Павел Завальный не поменял заведомо проигрышную тактику – Бог весть… Продолжение следует…