Посёлок Приобье Пятница, 29.11.2024, 20:16
Приветствую Вас , уважаемый гость | RSS
Меню сайта

Обратный отсчёт

Погода
Яндекс.Погода

Курсы валют
    Информеры - курсы валют
    Информеры - курсы валют

Обратный отсчёт

Категории каталога
Мои статьи [56]

Мини-чат

Наш опрос
Как вы оцениваете работу нового главы п. Приобье Е. Ермакова?
Всего ответов: 87

Главная » Статьи » Мои статьи

Сокровища, спрятанные в тайге
По легенде, которую рассказывала моя бабушка Феодосия Ивановна, где- то в тайге есть озеро таинственное. Вода в нём удивительной красоты и чистоты. По озеру с одного края на другой можно проехать на обласке без весла, обласок сам едет к другому берегу. Не всякий может по озеру, иногда обласок так и остается у берега, от которого кто – либо собирается ехать. В озере хранится древний клад, где, в каком месте никто не знает, но хранит оно несметные богатства и не всякому открывает тайну. Вероятно, хранится в ней и золотая статуэтка. Сведения кое-какие взяты из газеты «Труд-7» 1998 года.

Рассказывалось в этой газете про золотого идола язычников.
Древние называли это изваяние Юмала, Сорни Най, Злата Майя, Золотая старуха… Сегодня она больше известна как Золотая баба. И как обычно бывает в таких случаях, одни утверждают, что это не более чем передаваемая из поколение в поколение легенда. Другие упрямо продолжают верить в существование надежно упрятанной в глухой тайге драгоценной статуи, точное местонахождение которой хранят в строжайшей тайне всего несколько посвященных в неё человек.
Одной из посвященных в тайну местонахождения божества называет людская молва шестидесятилетнюю жительницу Ханты - Мансийского автономного округа Ульяну Пендыхову. Об этой удивительной женщине «Труд» писал три года назад, не упоминая, впрочем, о её возможности причастности к многовековой тайне.
Ульяна прославилась тем, что, будучи с ранней юности охотником - промысловиком, убила шестнадцать медведей. Одного из них зарубила топором, другого в рукопашной схватке заколола ножом. И это при её – то росте в полметра!
Указывая на Ульяну как на возможную хранительницу тайны, люди аргументируют свои предположения не только завидной отвагой этой женщины, не пасовавшей даже перед грозным зверем (прежде чем убить его ханты должны, согласно поверью, с ним поговорить, объяснить, почему лишают его жизни священное животное, в честь которого устраиваются самые большие праздники).
Ульяна всю жизнь прожила отшельницей, не выходила замуж, не имеет детей и близких родственников. Не очень хорошо владея русским языком, она, едва речь заходит о Золотой бабе, только отмахивается: Неграмотная я, ничего ни про какую Золотую бабу не знаю.
Среди хранителей тайны называет молва и главу администрации Октябрьского района Ханты–Мансийского автономного округа Андрея Киприянова. Андрей – сын последнего действующего хантыйского шамана из некогда большого рода Киприяновых. Отец его, Кирилл, получив в наследство вместе с бубном шаманские знания, вынужден был многие годы вести двойную жизнь. Будучи шаманом, он в то же время был членом окружкома партии. Тайно поклонялся своим языческим богам и официально проводил в жизнь идеологию партии.
Андрей в качестве носителя духовного наследия предков, как показало время, отцом был выбран будто с подсказкой свыше. Его старших братьев уже нет в живых, а он преуспел в учёбе, окончил институт, потом – Высшую партийную школу в Свердловске, длительное время руководит районом, делая все возможное для сохранения традиций и культуры своего вымирающего народа.
На вопрос одного из нас о Золотой бабе хитро щурит и без того узковатые глаза и с улыбкой переводит разговор на другую тему. Понимай, как знаешь. То ли действительно знает тайну, то ли просто придает себе образ загадочного вождя племени.
Называют в округе и ещё несколько человек. Но никому из исследователей не удается узнать от них хоть что–то вразумительное. Сложилось мнение, что эти бесхитростные дети природы очень доверчивы и совсем не умеют врать. Однако такого рода заключения чересчур наивны. Этим людям не смогли насадить мусульманство получавшие с них дань в течение нескольких веков татары, с древности, владевшие территорией Западной Сибири. Не смогли заставить их отказаться от язычества и пришедшие вслед за Ермаком четыреста лет назад русские. Остяки и вогулы, под давлением приняв христианство, сохраняли и язычество – даже в условиях жесткого его искоренения как сначала церковью, так и затем большевистской идеологией. Так что известные на Руси не одно столетие легенды о Золотой бабе могут иметь под собой реальную основу…
Первые описания Золотой бабы сделаны иностранцами – авантюристами и путешественниками, привлеченными в Россия славой о её богатстве или политическими интересами. Англичанин Дженкинсон в 16 веке писал: «Золотая старуха пользуется почитанием у обдорцев и югры (предки современных хантов и манси). Жрец спрашивает у этого идола о том, что им следует делать, и сам (удивительно!) дает вопрошающим верные ответы, и его предсказания сбываются». Итальянец Гваньини также в 16 веке записал, что жрецы во время жертвоприношений Золотой бабе предсказывали судьбу людей. Однако наиболее широко стали известны эти легенды благодаря знаменитой книге личного друга Петра 1 голландца Николааса Витзена, которая, хотя и называлась «Северная и Восточная Татария», стала первой подробной и почти достоверной книгой о России, о её восточных землях – Урале и Сибири. Позже сюжет о Золотой бабе, став хрестоматийным, перекочевывал из книги в книгу на протяжении многих лет.
Разумеется, никто из иностранцев не смог побывать в глухих пермских лесах, а тем более в Сибири, поэтому им приходилось пользоваться сведениями, полученными от «бывалых людей». Те слышали о золотом идоле от других, а конец цепочки терялся никому не известных делах. Неудивительно, что рассказы о Золотой бабе обрастали слухами и домыслами от фантазии рассказчиков. Поэтому в разных источниках она описывается неодинаково: размер варьируются от 30 см до величины в человеческий рост, изображается одетой в свободные одежды или обнаженной, сидящей или стоящей, с младенцем на руках или без такового. Так же различаются описания местонахождения идола – от земли пермской области гор и тайги Западной Сибири.
Согласно наиболее широко распространенному варианту легенды, Золотая баба была одним из самых почитаемых божеств у предков современных коми – пермяков и зырян. Во времена обращения последних людей в христианство известным церковным деятелем 15 века Стефанием Великопермским, которое не всегда проводилось мирными средствами, приверженцы языческих верований. Спасаясь от уничтожения, перевезли идола на Урал, к вогулам (современные манси), а затем дальше - в Сибирь, к остякам (современные ханты), где она согласно легенде, и хранилась в глухих таёжных стойбищах.
Так или иначе, легенды о Золотой бабе поучили широкую известность – авантюристов привлекало солидное количество драгоценного металла, ученых и краеведов, просто романтика интересовала заманчивая возможность восстановить весьма любопытную частичку истории, поскольку активно муссировались предположения о сходстве идола с античными культурами. Уже в начале 20 века известный сибирский краевед К.Д. Носилов получил от престарелого вогула (манси) информацию о том, что по реке Конде в глухом стойбище на болотах хранится точная копия Золотой бабы, отлитая из серебра. Несмотря на то, что Носилов находился в нескольких километрах от стойбища, он не смог из-за половодья добраться туда и осмотреть идола. Очередная казавшаяся реальной возможность была упущена, как произошло и во всех других подобных случаях: Золотая баба всегда ускользала от непрошенных гостей…

Евгения Трифонова.
28 февраля 2005 г.

Источник.

Категория: Мои статьи | Добавил: Petrovich (21.08.2009)
Просмотров: 1611 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
User panel
Пятница
29.11.2024
20:16

Форма входа

Поиск

Часы

Dolce Vita

Друзья сайта

IP

счетчик посещений

Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024