О чем молчат монастырские стены? - Мои статьи - Каталог Статей - Приобье
Посёлок Приобье Суббота, 03.12.2016, 22:39
Приветствую Вас , уважаемый гость | RSS
Меню сайта

Обратный отсчёт

Погода
Яндекс.Погода

Курсы валют
    Информеры - курсы валют
    Информеры - курсы валют

Обратный отсчёт

Категории каталога
Мои статьи [56]

Мини-чат
200

Наш опрос
Как вы оцениваете работу нового главы п. Приобье Е. Ермакова?
Всего ответов: 77

Главная » Статьи » Мои статьи

О чем молчат монастырские стены?
В Октябрьском районе началась реставрация Кодского Свято-Троицкого монастыря. Первыми за работу взялись археологи.
История этого монастыря – сначала мужского, потом – женского, описанная в источниках, порой напоминает криминальные сводки. Известно, что монастырь был местом ссылки. «На тяжкие труды» сюда присылали за идейно-политические и религиозные провинности. Здесь отбывали наказание даже дети. Но обо всем по порядку.
В июле 2010 года группа археологов выехала в Октябрьский район – для проведения раскопок. Им необходимо было восполнить пробелы в исторических документах. От здания Троицкого пятиглавого храма с колокольней и двумя приделами осталось немного. Утраты составляют 70%. Последнее назначение постройки – местный узел телефонной связи.
Каменный храм начали строить в 1729 году – и продолжалось строительство около 30 лет. Но изначально на этом месте стояла сначала одна, потом другая деревянные церкви.
«Обнаружено несколько культурных слоев, – рассказывает археолог-эксперт Максим Баранов. – Самый ранний датируется нач. XVII в. – 1600-1602 гг. – в это время возводили деревянный храм (в честь Живоначальные Троицы с приделом во имя св. Николая Мирликийского – прим. ред.). Слой третьей четв. XVII в. – 1668 г. – свидетельствует о деревянном строительстве церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте Троицкой – прим. ред.). После – слой, относящийся к первой четв. XVIII в. – 1729-1765 гг. – это строительство каменного Троицкого храма; далее – вплоть до начала ХХ в. – многократные перестройки. И последний слой – вт. пол. ХХ в. – разрушение западной части существующего здания».

Алачева вотчина
За устьем Иртыша вниз по Оби начинались обширные земли Кодского княжества. Кода – главное священное место обских угров. Оно и дало название княжеству, властвовал в котором князь Алач, а потом его наследники.
В 1599 году вдова князя приняла в Москве крещение. После ее челобитной царю Борису Годунову построен первый в Кодском княжестве православный храм в честь Живоначальные Троицы с приделом во имя св. Николая Мирликийского. Затем в православную веру начинают обращаться и другие члены семейства Алачева.
Впрочем, княжеский пример особого эффекта не имел, и население Коды долго оставалось языческим. Да и сами князья периодически прибегали к языческим обрядам и держали при себе шаманов.
В 1653 году по велению царя Алексея Михайловича в Кодском городке образован Троицкий монастырь. Через 15 лет на его территории выстроили новую теплую деревянную церковь Благовещения Пресвятые Богородицы.
В 30-х годах 18 века на том же месте заложили каменный храм. Его строил подмастерье каменных дел из Долматовского Успенского монастыря Иоакинф Денисов.
Церковь имела вытянутую продолговатую структуру с двумя приделами, пятигранный алтарь, трапезную и шатровую колокольню.
На тот момент это были новые московские веяния в храмовом зодчестве. И сильнее всего они сказались на декоре фасада – он создан по законам «нарышкинского барокко»: гладкие стены украшены только подкарнизным декоративным поясом и фигурными наличниками вокруг окон. Детали упрощены, но их мелкая, щедрая порезка (или – орнамент) выгодно распределяет светотень на фасаде.
Церковь несколько раз ремонтировали. К середине XIX века стены здания и шатровой колокольни оштукатурили и побелили. Кресты и четыре малых купола вызолотили. Большой центральный купол выкрасили в зеленый цвет и расписали серафимами. К церкви и колокольне пристроили два новых крыльца, сделали в приделах новые печи, а вокруг монастыря поставили новую бревенчатую ограду с воротами, обращенными к реке. Тогда же построили два корпуса – настоятельский и братский. Позже появилась и баня.
Монастырь процветал. Ему принадлежали пахотные земли, сенокосные угодья. Он обеспечивал сельскохозяйственной продукцией и, прежде всего, хлебом весь Березовский уезд. Монастырь имел в Тобольске подворье, лавки которого монахи сдавали в аренду и имели хороший доход. При Троицкой обители работала мукомольная мельница с солодовней, мастерские для выделки сливочного и конопляного масла и скания свечей. Под горой была кузница на пять наковален – одна для серебряного дела, остальные – для железного; неподалеку от храма обнаружили залежи медной руды, которую добывали и плавили. В монастырском штате значился оконник, который изготавливал оконницы (слюдяные окна) на продажу.

Монахи и узники Кодской обители
Интересный факт: в 17 веке и до начала 19-го монастырь становится также и местом ссылки. В нем «в тяжких трудах» отбывали церковную епитимью священнослужители – за «блуд, проступки и дерзости». Например, пономаря одной Березовской церкви, Василия Бешкильцева, укравшего «денег три рубля семьдесят копеек» привезли в Кодский Свято-Троицкий монастырь на покаяние. Два года ему было запрещено приобщаться к святым тайнам. Известно, что Василий был горьким пьяницей. Епитимью в Кодском монастыре он отбывал трижды. Правда, источники не сообщают – «завязал» ли он в итоге. Сюда присылали и политических заключенных.
Здесь отбывал ссылку брат русского живописца Ивана Никитина – Родион. Братьям вменялось в вину «чтение пасквиля на всесильного архиепископа Феофана Прокоповича». Родион был протопопом московского Архангельского собора, его лишили сана и отправили «в Коцкой монастырь за караулом, в котором содержать ево в монастырских трудах вечно, никуда неисходно».
Есть данные о ссылке несовершеннолетних детей в Троицкий монастырь. В 1808 году остяцкий мальчик Семен Чельчиков был сослан «под строгий наздор» за то, что во время страшного голода «вместе со своими братьями ел тело убитой матери». Ребенок умер после того, как его привезли к монахам. Еще один мальчик получил семилетнюю епитимью за то, что укрывал брата, который убил их отца. Вот такая криминальная хроника.

Монашки и Советская власть
Монахи Свято-Троицкого монастыря должны были распространять православие среди местного населения, которое по-прежнему молилось языческим богам. На протяжении столетий священнослужителям это плохо удавалось. В 19 веке при обители открыли школу, где обучались чтению, письму и катехизису два десятка остяцких и русских мальчиков. После возвращения домой дети должны были обучить грамоте своих родственников. Но за четыре года дети толком ничему не научились. Это решило судьбу Кондинского Свято-Троицкого монастыря. Его преобразовали в женский и отдали в подчинение другому женскому монастырю в Тобольской епархии.
Исторические источники сообщают, что эти перемены пошли на пользу – и женские монашеские руки не только привели в порядок церковный двор, но и успешно занялись обучением духовным дисциплинам и рукоделию мальчиков и девочек. Так было до начала ХХ века.
В июне 1918 года к стенам монастыря подошел отряд красногвардейцев и объявил о национализации монастырских владений. После этого, правда, монашеская община здесь просуществовала еще 12 лет. А в феврале 1930 года ее окончательно ликвидировали. В документах сообщается: «последнюю настоятельницу женского монастыря мать Серафиму увезли под конвоем в Тобольск, попа Якова сослали в ссылку, а Троицкий храм был закрыт и разграблен».

След уникальности
Во время археологических работ на территории Свято-Троицкого монастыря, справа от входа в колокольню археологи обнаружили захоронение, датированное ориентировочно серединой XVIII в. – останки мужчины 60 лет. Его похоронили по православному обряду, в дощатом гробу, на спине, головой на запад. Нательный крест не обнаружен. Сохранились фрагменты черной ткани облачения, кожаной обуви. В области запястий – четыре бронзовых застежки из медной проволоки. Гроб сохранился плохо, был сколочен из досок с помощью гвоздей.
Предположительно, это не единственное захоронение на территории монастыря. Возможно, здесь погребены князья Алачевы.

Григорий Дубонос, главный архитектор тюменской реставрационной фирмы, проводившей детальное исследование этого памятника архитектуры, считает, что храм станет уникальным, если будут обнаружены захоронения этой княжеской семьи. Впрочем, по его словам, храм уже можно причислить к выдающимся произведениям архитектурного творчества – поскольку он принадлежит к строгановской школе зодчества. В Сибири уцелело всего два объекта, принадлежащих к этой школе – есть еще Долматовский монастырь под Шадринском.
Восстанавливать реставраторам придется большую часть здания Свято-Троицкого монастыря. На данный момент сохранилась только храмовая часть с алтарем.
Будут полностью восстановлены два придела, трапезная, колокольня. На основном здании реставраторы разберут весь новодел (лестницу, окна, двери, установленные уже в наше время, очистят стены от штукатурки, пол от бетонной заливки). В алтаре церкви восстановят каналы для розжига кадила. Отмостку здания выложат из природного камня, а крыльцо и вход в подвал облицуют гранитом с термообработкой. Фрагментарно утраченный кирпичный декор фасадов, наличников, карнизов реставраторы воссоздадут из лекального кирпича. Все деревянные конструкции и детали обработают специальным огнебиозащитным составом.
Первоначальный вид Свято-Троицкий храм обретет после трех лет реставрационных работ.

Автор: Анна Михайлова ugra-ned.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Petrovich (21.11.2011)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
User panel
Суббота
03.12.2016
22:39

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Часы

Dolce Vita

Друзья сайта

IP

счетчик посещений

Реклама

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2016